Конференция "Российский рынок электроинструмента на пути выхода из кризиса"

 

Конференцию открыл председатель РАТПЭ Б.Г. Гольдштейн.

Приветствуем всех участников конференции Российский рынок электроинструмента, пути выхода из кризиса. Рады, что Вы нашли время и возможность для участия. Ассоциация РАТПЭ ежегодно проводит мониторинг и исследования Российского рынка электроинструмента. С информацией о результатах данного исследования выступит председатель Комитета по маркетингу Ассоциации РАТПЭ Долгоруков Александр Александрович.

 

Доклад Долгорукова А.А.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Тема моего доклада – Рынок электроинструмента на пути выхода из кризиса. В исследовании мы использовали, прежде всего, данные маркетинговых исследований, которые регулярно проводятся ассоциацией РАТПЭ, кроме этого использованы данные компании Bosch на европейском рынке, данные компании Stanley Black & Decker в США и компании Makita на японском рынке электроинструмента.

 

В презентации мы постарались отразить данные по рынку инструмента до кризиса, что произошло после сентября 2008 года, какова ситуация сейчас и каковы перспективы ближайшего времени.

 

До 2008 году рынок электроинструмента рост очень активно с 2000 по 2008 год, его объем увеличился в 7 раз. Под рынком электроинструмента подразумевается весь аккумуляторный, переносной электроинструмент и строительные пылесосы. Если посмотреть последние до кризиса годовые периоды, ежегодный рост составлял 20%. В результате кризиса объем рынка снизился на 37% в штуках, и составил 11 млн. штук электроинструментов, против 17,3 млн. шт. в 2008 году. В денежном эквиваленте рынок снизился меньше на 26%, за счет изменения курсовых котировок и повышения цен. Средняя цена электроинструмента за период кризиса выросла на 18%.

 

В разрезе групп наибольшее падение продаж было в группах отбойных молотков, строительных пылесосов и штроборезов. Это та техника, которая применяется в профессиональных нуждах, преимущественно строителями, чей объем работ значительно снизился в период кризиса. Есть группы, которые не только не упали, но и выросли - Сабельные пилы, аккумуляторные пилы, углошлифовальные машины. Причины на поверхности – российский рынок пока не насыщен товарами этих групп, поэтому потенциал роста в этих группах был сильнее кризисной составляющей.

Для сравнения, данные по рынкам других стран. Рынок США в 2009 году в денежном выражении снизился на 5,4%, рынок Японии на 14,5%, Европейский на 23%.

 

Данные по Европе даны с учетом российских данных и рынка Украины. Причем Восточная Европа показала наибольшее падение – 43%, Западная Европа – 17%.

 

Так же заметна разница падения в сегментах профессионального (-28%) и DIY (-13%). Это данные по Европейскому рынку, скорее всего, эти данные будут справедливы и для России.

 

Мы так же отслеживаем данные по рынку садовой техники, который в кризис пострадал в меньшей степени. Объем в 2009 году составил 3,3 млн. шт. против 3,8 млн. шт. в 2008, снижение на 16% в штуках, в денежном выражение снижение всего на 3%, рост средней цены на 16%. Падение рынка садовой техники обусловлено тем, что многие россияне выбрали дачный отдых и активно использовали садовую технику.

 

Рынок электроинструмента в 2010 году. За 9 месяцев рынок электроинструмента составил 11,5 млн. шт., что на 51% больше чем за 9 мес. 2009 года, но до уровня 2008 года не хватает 9%. Тем не менее, видны положительные тенденции, особенно в разрезах кварталов. Первый квартал 2010 года отставал очень существенно, на 28%, второй квартал на 18%, третий показывает рост на 13% к аналогичному прошлому кварталу 2009 года. Учитывая тенденцию, предполагаем, что к концу 2010 года объем рынка составит уровень докризисного 2008 года и в 2011 году превысит этот уровень.

 

На рынке садовой техники в 2010 году дела обстоят еще лучше - 4,2 млн. шт. против 2,5 млн. шт. в 2009 году, рост 68%, и рост к 2008 году 27%. Наш прогноз на 2010 год + 30% от уровня 2008 года.

Рынок электрогенераторов 241 тыс. шт. за 9 месяцев 2010 года, рост 113% к 2009 году и 22% к 2008 году. Прогноз на конец 2010 года + 30% от 2008 года. Это все имеющиеся данные.

Результаты доклада нами подготовлены на основании данных маркетинговых исследований. Компании сами предоставляют нам данные за исследуемый период продаж, данные по недостающим компаниям, мы берем из данных таможенной статистики.

 

Реплика Гольштейна Б.Г. «Информация от компаний, которая носит конфиденциальный характер, поступает непосредственно в Европейскую ассоциацию. Мы только собираем и объединяем информацию».

 

Вопросы:

 

Л. Балаболина, издание «Потребитель»: «Результаты исследования учитывают данные по реальным продажам или по ввезенному товару?»

 

Ответ Долгорукова А.А:

«Анализ велся как по ввезенному товару, так и по проданному, компания предоставляют нам данные по проданному товару. Разница между данными по завезенному и проданному товару не значительная, менее 3%»

 

Сомов Д. информационный портал «ПрофиТулИнфо»:

«Есть ли данные по количественному и качественному составу участников рынка (компании, бренды), какие произошли изменения?»

 

Ответ Долгорукова А.А.:

«Какие-то компании резко снизили продажи, но другие закрыли эти проблемы, появились новые. О серьезном изменении количества компаний речь не идет на данном этапе. Количество торговых марок если и уменьшилось, то не значительно. Цифровых данных по этой теме в настоящий момент нет.»

 

Конференция продолжила свою работу, выступили другие участники конференции.

 

Полная презентация  - выступление здесь