В августе 2010 года трое ковровских альпинистов – Сергей Гуржов, Алексей Овчинников, Алексей Люшнин – совместно с Центральным московским спортивным клубом альпинистов им.А.С. Демченко выезжали на сборы в альплагерь «Узункол», что на границе Карачаево-Черкессии и Грузии, где совершили несколько восхождений. О самых запоминающихся моментах экспедиции мы попросили рассказать Сергея Викторовича Гуржова, начальника цеха №77, альпиниста с 20-летним стажем. Однако, разговор получился более разноплановым, чем предполагалось, ведь нам, людям далеким от горного туризма, альпинизма, интересно все, что связано с этим экстремальным видом спорта: от организации лагеря, подготовки маршрута и до ощущений, переживаемых там, на высотах более 4 тысяч метров.
Август – самое оптимальное по погодным условиям время для восхождений. В т.ч. и на Кавказе. Поэтому в альпинистском лагере кроме нашей группы из 47 человек, было еще несколько (за три летних месяца – более 1200 человек), – рассказывал С.В. Гуржов. – Обычная альпинистская смена длится около трех недель. Первая отводится на акклиматизацию и проведение в обязательном для всех (!) порядке занятий по скальной, ледовой, теоретической, медицинской и другой подготовке. Затем делается зачетное восхождение, и только после этого все группы могут приступать к осуществлению собственных спортивных планов.
Из интересных маршрутов я бы отметил восхождения: на в.Доломиты (3760 м – Центральная) на Западной стене, скальный маршрут 4Б категории трудности и – на в.Далар (3979 м) – комбинированный маршрут имени Ю.И. Порохни 5Б категории трудности по Северо-Восточной стене Восточного плеча. Данный маршрут интересен техническими трудностями, наличием вертикальных стен, скальных вертикальных участков и снежно-ледовых склонов. Поэтому до непосредственного восхождения пришлось почти целый день потратить на подготовку маршрута, провешивая веревки . Технически сложно, утомительно. Но зато, какой восторг, когда все преодолено, и ты – на вершине, а вокруг тебя – горы. Мудрые, вечные, непокоренные, позволяющие со своей высоты полюбоваться человеку красотой огромного мира.
Второй частью нашей программы было восхождение на Эльбрус (5642 м). С этой задачей мы также благополучно без травм справились, сфотографировались на вершине под флагом нашего завода. (Ред. Ранее флаг ЗиДа уже был поднят однажды С.В. Гуржовым на Эльбрус и на склоны пика Ленина).
Но Эльбрус запомнился больше другим. Второй год на седловине Эльбруса (на высоте 5300 м) ведется строительство спасательной хижины, которое должно было завершиться до сентября т.г. (сентябрь в горах уже считается суровым месяцем – ветры, туманы, нестабильная погода). Проект осуществляют Федерация альпинизма России (исп.директор Алексей Овчинников) и спонсоры – фирмы Red Fox, Alexikа, Ventо . Проблемы с вертолетом, производившим заброску стройматериалов на вершину, с рабочими руками, поставили завершение проекта под угрозу срыва. Узнав об этом после завершения маршрута, мы бригадой из 5 человек во главе с Алексеем Овчинниковым, отправились помочь достраивать хижину.
Легко сказать. На деле же оказалось, что вертолет МИ-8 не смог доставить стройматериалы непосредственно на седловину Эльбруса – слишком велика турбулентность воздуха, что чревато падением вертолета. Поэтому груз был заброшен на Восточную вершину Эльбруса (6 тонн за 26 рейсов), а уже оттуда спускали на надувных баллонах от катамарана, таскали на себе. Почти 600 кг груза. По несколько ходок за день с высоты 4200 м на высоту 5300 м. Но это на земле расстояние измеряется метрами и километрами. В горах – часами. На подъем из базового лагеря (4200 м) до седловины (5300 м) уходило пять с половиной часов. На этой высоте работали и ночевали, хотя даже в палатке температура была ниже минус 10 градусов. Но мы это сделали! Конечно, не мы одни. Кроме нас были и другие волонтеры. Но главное – 1 сентября приют был открыт, и уже в этот день принял первых восходителей. Что он из себя представляет: убежище в форме полусферы с деревянным полом, достаточно просторное, где могут укрыться от непогоды до тридцати горовосходителей. Главное требование к конструкции – ветроустойчивость.
У Эльбруса – плохая репутация: ежегодно здесь погибают от 5 до 15 альпинистов. Восхождения здесь круглогодичные, даже в крайне сложных зимних условиях. Главная опасность подстерегает восходителей именно на седловине: сильный ветер, переменчивая погода, кругом снег, ориентиров мало, при видимости 30 м легко заблудиться или провалиться в трещину. А до ближайшего безопасного участка – около 2 км. Поэтому при начавшейся буре лучше отказаться от восхождения и где-то переждать непогоду, чтобы не замерзнуть. Приют и будет тем островком спасения для многих.
…Риск, испытание себя присутствуют в каждом восхождении. Но в горы зовет и дух романтики. Ведь каждая вершина – свой неповторимый мир. От каждого восхождения получаешь огромный заряд энергии. А когда встречаешь на гребне рассвет… Это передать словами невозможно. Нужно только видеть. Я не агитирую заняться профессионально спортивным альпинизмом, а просто предлагаю хоть раз побывать в горах, в том же Приэльбрусье. Полюбоваться не только снежными вершинами, но и красотой цветущих альпийских лугов. В лагере имеются более и менее комфортные домики для проживания. Для восхождения на высоты до 2 тыс.м не требуется специальной подготовки, зато получите неизгладимые впечатления. Не зря же говорят: горы созданы для того, чтобы показать человеку, как может выглядеть мечта.
И все-таки. Может быть, кто-то из заводской молодежи захочет заняться альпинизмом. Может, в следующем году – на 95-летие завода ЗИД, получится организовать восхождение на Эльбрус команды заводчан с флагом предприятия. А может, и – рекламный мотопробег…И мотоподъем.
С.ТКАЧЕВА, фото С. ГУРЖОВА.
Оценка материала: | Средняя оценка: 4 | Всего голосов: 1 |