Исследование компаний, делающих ставку на инновации, опубликованное в №10 журнала «Эксперт» за 2011 год, весьма интересно как для широкой аудитории, так и для профессионалов, работающих с электроинструментом. В специально отобранную «десятку» передовых компаний-инноваторов попал «Интерскол», ведущий российский производитель электроинструмента.

ЗАКАЗЧИК ИЗВЕСТЕН

Чтобы доверять любым рейтингам, важно знать, кто его делал и какими критериями руководствовался. Исследование «Инновационный спрос и инновационная активность динамичных компаний среднего бизнеса» проводилось среди компаний, темпы годового роста которых составляли 20% в постоянных ценах на протяжении 4 лет перед 2009 годом.

Важно, что заказчиком исследования выступила компания РВК − ОАО «Российская венчурная компания». Это влиятельная государственная структура была создана как инструмент построения национальной инновационной системы с помощью венчурного инвестирования по распоряжению Правительства России № 838-р от 7 июня 2006 года. Размер уставного капитала — 30 млрд. рублей, председатель совета директоров − глава Министерства экономического развития Российской Федерации Эльвира Набиуллина.

Исследование выполнила квалифицированная авторская бригада «Эксперта» − Андрей Виньков, Татьяна Гурова и уже знакомая читателям нашей газеты Ольга Рубан, журналистскому коллективу был «придан для усиления» профессор Финансового университета при Правительстве РФ Андрей Юданов.

ЭФФЕКТИВНЫЙ ГИБРИД

Главным критерием ранжирования компаний-инноваторов стала доля расходов на инновации в их бюджете. Казалось бы, откуда серьёзные инвестиции в инновации у молодых компаний с годовым оборотом 1-3 млрд. рублей? Но оказалось, что средний бизнес России − плодороднейшая почва для инновационного развития. Успешно завоёвывать рынки новички могут, лишь предлагая новые товары и услуги, создать которые сегодня можно только при помощи новых технологий.

Компании-«газели», как их назвал американский экономист Дэвид Бёрч, способны развивать и сохранять высокую скорость на длинных дистанциях. В США в 1988-1992 гг. такие фирмы они создали 70% новых рабочих мест, хотя их доля составляла всего 4%. В России частота появления «газелей» в разы более высокая из-за изобилия свободных ниш на рынке и высокого образовательного и интеллектуального уровня предпринимателей. Вывод: «Единственным источником спроса на инновации может быть только средний бизнес. К счастью, он есть».

Свойственный «газелям» быстрый рост постоянно заставляет их создавать новые производственные мощности, чаще всего с использованием инновационных решений. Таким образом, у журналистов родилось определение «быстрые и умные».

ТОЧНО «В ДЕСЯТОЧКУ»

В десятку ведущих инноваторов попали быстрорастущие средние компании, которые успешно осваивают высокие технологии и создают новые продукты на уровне лучших мировых образцов. Доля их расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в десятки раз выше, чем у крупных компаний.

По результатам исследования первая тройка «шорт-листа» компаний по затратам на НИОКР в процентах к продажам такова: «Яндекс» (один из ведущих «поисковиков» в интернете) − 15-20%, СКБ «Контур» (федеральный разработчик программного обеспечения, в частности, «облачных вычислений») − 7-10% , а на третьем месте − «Интерскол» (машиностроение) − 5%.

Такие компании не просто ведут инновационные разработки сами, но и выступают заказчиками и интеграторами как отечественных, так и зарубежных участников − разработчиков и поставщиков. Инновационная деятельность напрямую «работает» на рынок, приносит доход и прибыль, обеспечивает не просто выживание, но сверхвысокие темпы роста

ИМПОРТ ИННОВАЦИЙ

У каждой из лидирующих компаний-инноваторов − свой путь к успеху. Например, компания «Интерскол», воспользовавшись кризисом, в 2009 году дёшево купила 100% акций одного из мировых технологических лидеров своей отрасли − итальянской компании Felisatti, полностью демонтировала оборудование и перевезла на свою российскую площадку − Быковский электроинструментальный завод.

Была возможность − перевезти оборудование в Китай, на завод корпорации Crown, партнёра «Интерскола» по совместному предприятию Interskol Crown Group. «Я понял, что если мы перевезём всё это в Китай, то здесь, в России, никогда не освоим передовые западные технологии, не научимся работать на сложном современном оборудовании», − поясняет председатель совета директоров Сергей Назаров.

Главным мотивом решения было стремление не растратить, а преумножить инновационный потенциал компании в России. В 2010 году оборудование, включая роботизированный пятикоординатный обрабатывающий комплекс стоимостью 1,2 млн. евро, начало работать на новом месте, в Подмосковье.

НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ

В 2009 году «Интерскол» купил итальянскую фирму Felisatti, мирового лидера в области профессионального инструмента для обработки дерева (этот бренд занимал около 15% рынка в Европе и почти 80% − в Израиле и странах Северной Африки). В результате этой сделки компания получила парк новейшего производственного оборудования, включая единственный в своём роде роботизированный обрабатывающий комплекс, конструкторскую документацию на новые модели деревообрабатывающих машин и патенты на их ключевые узлы.

В том же году «Интерскол» приобрёл испанскую фирму Casals. Профессиональный электроинструмент для обработки дерева этой фирмы известен в мире под брендом Freud, по некоторым группа продуктов его рыночная доля доходила до 30%. В результате сделки с Casals российская компания получила производственную площадку с новейшим оборудованием и прямой доступ к европейскому рынку.

Соответственно не только создают новые рынки внутри страны, но и обладают значительным экспортным потенциалом. Пример «Интерскола», ведущего российского производителя электроинструмента, впечатляет. «Впервые за всю историю нашей страны мы начали экспортировать электроинструмент в Западную Европу − во Францию, в Италию, в Грецию, − подчёркивает Сергей Назаров, председатель совета директоров компании. − Такого не было ни в эпоху СССР, ни в постсоветское время». К 2012 года объём экспорта профессиональной техники должен достичь 40 000 штук в год на 8 млн. евро.

ВЕНТИЛЬНОЕ НОУ-ХАУ

Пример − масштабный инновационный проект «Интерскола», связанный с заменой в электроинструменте обычного электродвигателя на вентильный. Ключевые преимущества вентильного двигателя перед традиционным — экономичность (КПД 70–75% при соответствующем показателе обычного двигателя 55%), долговечность (ресурс более 10 тыс. часов, тогда как ресурс стандартного двигателя — порядка 300–500 часов) и бесшумность.

Опытные образцы вентильных двигателей по заказу «Интерскола» разработали специалисты Ижевского механического завода совместно с учеными Новосибирского госуниверситета. Чтобы интегрировать вентильный двигатель в ручной инструмент, потребовалось минимизировать габариты и вес двигателя, создать для него электронную систему управления. Конструкторы уверены: «Как только мы выпустим вентильный двигатель, можно будет сказать, что обошли Bosch, у них нет такого».

При этом необходимо было удержать себестоимость продукта в доступном для потребителя диапазоне. Одновременно решить эти задачи впервые в мире удалось лишь кооперационной связке российских разработчиков, сгруппировавшихся вокруг «Интерскола». Новыми двигателями планируется комплектовать до 20% профессионального деревообрабатывающего инструмента компании.

Второй инновационный проект «Интерскола», который сейчас находится на стадии испытаний опытных образцов, — использование в строительных бурах режущей кромки из уникального сверхтвердого и сверхпрочного материала (на базе кубического нитрида бора — КНБ), созданного российской компанией «Микробор». Применение этого инновационного материала в случае успеха позволит принципиально улучшить потребительские характеристики и увеличить срок службы буров «Интерскола».

* * *

Вывод исследования журнала «Эксперт» оптимистичен. Быстрорастущие компании-инноваторы, такие как «Интерскол», успешно решают проблемы интеграции необходимого для себя научно-технического знания, используя все доступные ресурсы: свои, российские и международные. Возможно, что в ближайшем десятилетии именно такие компании станут «летучим авангардом» инновационного изменения российской экономики.

С интернет-версией исследования можно ознакомиться по адресу:
http://expert.ru/expert/2011/10/sozdateli-buduschego--gazeli-s-mozgom-obezyanyi/

 

Из справки журнала «Эксперт»:

ЗАО «Интерскол» − крупнейший российский разработчик и производитель электроинструмента. Компания создана в 1991 году бывшими сотрудниками ВНИИСМИ (отраслевого института СССР в области строительства и инструментальной техники) и выходцами из космической отрасли. В настоящее время у «Интерскола» три производственные площадки: Быковский электроинструментальный завод (Россия), завод Hengtai (Китай) и завод Casals (Испания).

Основная продукция «Интерскола» − перфораторы, дрели, шуруповёрты (в сегменте бытового инструмента); торцовочные пилы, плоскошлифовальные и фрезерные машины, бороздоделы (в сегменте профессиональной техники).

Благодаря мировому кризису «Интерсколу» удалось потеснить в элитном сегменте своего рынка ведущие мировые бренды − Bosch, Hitachi, Makita, Black & Decker и др. Если до 2009 года «Интерскол» работал только в сегменте электроинструмента бытового назначения, то затем он вышел в сегмент сложного высокотехнологичного оборудования. В продуктовой линейке компании появились профессиональные деревообрабатывающие станки и буры для работ с бетоном.

источник - интернет сайт компании Интерскол