Иностраные компании лидируют в строительном ритейле.

 

Агентство INFOLine и организаторы выставки MosBuild представили результаты рейтинга сетей оптовой и розничной торговли в сегменте DIY «DIY Retailer Russia TOP». Авторы «табели о рангах» исследовали и проанализировали операционные показатели более 170 игроков рынка. Рейтинг объединяет более 100 крупнейших компаний отрасли сегмента DIY и Household. По результатам 2011 года, в тройку лидеров не вошла ни одна российская сеть.

Первое место, равно как и по итогам 2010 года, вновь завоевала французская Leroy Merlin с выручкой 50 миллиардов рублей. По-прежнему уверенно занимает вторую строчку рейтинга еще одна международная сеть OBI. Бронза DIY ритейла на сей раз досталась французской сети Castorama, потеснившей по итогам 2011 года российский «Максидом».

«В целом, 2011 год оказался удачным для крупнейших ритейлеров, - комментирует генеральный директор INFOLine Иван Федяков. - Так, доля 10 крупнейших ритейлеров на розничном рынке составила почти 24%, а трех лидирующих на российском рынке международных компаний - Leroy Merlin, OBI и Castorama – почти 15%».

При этом, согласно данным INFOLine, по итогам 2011 года крупнейший российский ритейлер «Максидом» сумел увеличить выручку всего на 14,5% и уступил третье место сети Castorama, которая продемонстрировала показатели LFL на уровне 15% и открыла 4 новых гипермаркета. Международные ритейлеры, в свою очередь, существенно усилили позиции: так, OBI в 2011 году продемонстрировала прирост трафика на уровне 8%, Leroy Merlin – около 10%, что позволило им достичь показателей LFL на уровне близком к 20%, подчеркивают в INFOLine.

Рейтинг торговых сетей DIY России «DIY Retailer Russia TOP»

Основное юридическое лицо

Бренды магазинов

Формат

Выручка от продажи DIY и Household, млрд. руб. (без учета НДС), 2011 г.

Динамика выручки, 2011/2010, %

Леруа Мерлен Восток, ООО

Leroy Merlin

Г

50,0*

29,7%

OBI Russia

OBI

Г

30,9*

22,0%

Касторама Рус, ООО

Castorama

Г

15,1

35,0%

Максидом, ООО

Максидом

Г

13,84

21,85%

СТД Петрович, ООО

Петрович, Уровень

СБ

10,7

70,5%

СтройМастер, ЗАО

К-Раута

Г

9,7

17,9%

Стройформат, ООО

Метрика

Г, СБ, С

8,4*

22,0%

Трест СКМ

СуперСтрой, СтройАрсенал

Г, С

7,8*

15,0%

ХК Домоцентр

Домоцентр, Абрис и др.

Г, С, М

5,5*

8,3%

Аксон-Холдинг, ЗАО

Аксон и др.

Г, СБ, М

5,4*

12,0%

* Оценки INFOLine

По мнению авторов рейтинга, для российских ритейлеров конкурентная ситуация в 2012 году продолжит ужесточаться в связи с активизацией региональной экспансии и усилением позиций международных игроков на рынках городов-миллионников, а также ростом процентных ставок по кредитам и снижением доступности банковского кредитования. Кроме того, международные ритейлеры выигрывают в конкурентной борьбе с российскими игроками за перспективные площади в торговых центрах благодаря более высоким показателям выручки с квадратного метра и более привлекательным условиям по уровню арендных ставок, которые предлагают собственники торговых центров для международных «якорей».

Международные ритейлеры в 2011 году также активизировали работу в направлении разработки уменьшенных форматов, которые подходят для освоения рынков городов с населением менее 1 миллиона человек: так, OBI в июне 2010 года открыла гипермаркет с торговой площадью всего 4,5 тыс. кв. м. (что в 2,7 раза меньше стандартных гипермаркетов OBI) в ТРЦ «Филион», а «Castorama» в апреле 2011 года - гипермаркет торговой площадью всего 5500 кв. м. (почти в 1,8 меньше стандартных гипермаркетов Castorama) в ТЦ «Капитолий».

Российские ритейлеры DIY в 2011 году активно развивали направление оптовых продаж отделочных и строительных материалов (в том числе кирпича и других общестроительных материалов), где международные игроки (кроме сети К-Раута) практически не представлены. По мнению генерального директора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, именно в сегменте строительных баз, сочетающих продажу товаров DIY и общестроительными материалами и работу с розничными клиентами с корпоративными продажами российские ритейлеры смогут в 2012 году продемонстрировать наиболее динамичный рост продаж.