Каждый квадратный метр принес крупнейшим торговым сетям DIY   более 200 000 рублей выручки в год.

Согласно рейтингу сетей розничной торговли INFOLine Retailer Russia TOP-100, составленному агентством INFOLine совместно с Retailer magazine, крупнейшие торговые сети России за последний год заработали с каждого квадратного метра в среднем более 200 000 рублей. Самыми эффективными по показателю выручки с квадратного метра по итогам 2010 года являются сети магазинов компьютерной техники и мобильных телефонов. Так, 11 компаний этих двух сегментов, вошедшие в первую сотню российской розницы, обеспечивают в среднем с 1 метра торговой площади 417 и 448 тысяч рублей выручки в год соответственно.

При этом, в INFOLine отмечают, что в среднем по сотне лидеров российского ритейла показатели продаж с квадратного метра выросли несущественно (6,3% в рублевом выражении, что даже не покрывает прошлогодней инфляции). Это обусловлено в первую очередь высоким уровнем конкуренции на рынках крупных городов, где формируется основная часть выручки ритейлеров, входящих в первую сотню сетей розничной торговли. Существенный рост выручки большинства крупнейших сетей в 2010 году обусловлен не повышением эффективности их операционной деятельности, а наращиванием площадей в результате открытия новых магазинов (общий прирост площадей первой сотни ритейлеров по итогам 2010 года составил 13 млн.кв.м.).



Если сравнивать показатели сетей с 2009 годом, то аптечные сети, книжные и сети строительных товаров и товаров для дома продемонстрировали негативную или близкую к нулю динамику выручки с квадратного метра. Лучшие же показатели характерны для сетей сегментов мобильных телефонов, компьютерной и бытовой техники и электроники. По утверждению аналитиков INFOLine, это обусловлено, в том числе, тем, что уровни ставок аренды в торговых центрах для сетей также различаются в зависимости от сегмента розницы. Так, если для сетей бытовой техники и электроники уровень арендных ставок в России варьирует от 220 до 380 долларов за кв.м. в год, то, например, для игроков рынка одежды он зачастую достигает 4 000 долларов за кв.м. в год.



Эксперты агентства поясняют, что уровень арендной ставки определяется, при прочих равных, степенью заинтересованности арендодателя, которая в свою очередь зависит от целого ряда факторов, таких, как средний чек, репутация компании, концепция самого ТЦ, бюджет, который готова выделить сеть на рекламу открытия нового магазина в торговом центре.

Как отмечают сами игроки рынка, арендные ставки в России вообще значительно выше, чем на Западе. Так, по утверждению президента ECS Group (Lego, Apple, Sony, Nokia) Евгения Бутмана, «в Германии самая дорогая аренда в центре Гамбурга как в каком-нибудь захудалом провинциальном торговом центре в России. С Москвой не сравнить. В Германии вообще не знают таких цифр - 4 000 — 5 000 долларов за кв.м., - подчеркивает Бутман. - Я даже прикидывал, что если бы в кризис цена аренды снизилась на 5 % во всей стране, то умершие розничные сети, скорее всего, бы не умерли. Просто, если бы на 5 % снизилась вся аренда». Что касается ставок за квадратный метр в год в регионах, то, по словам исполнительного директора «Союза независимых сетей России» Александра Мальчевского, их средний уровень равен 500 – 800 долларов: «По-разному, до 1 000 долларов. Если большие города, центр, то 2 000 — 2 500 долларов, стандартно – это 500-800 долларов».

В INFOLine прогнозируют дальнейшее повышение арендных ставок. По словам специалистов агентства, то, что тенденция получит свое дальнейшее развитие, видно уже по первому полугодию текущего года. С начала 2011 года многие девелоперы, владельцы торговых комплексов, занимаются перезаключением договоров, которые были заключены ещё в условиях кризиса. Цены в новых договорах растут, констатируют аналитики.

источник информации www.sostav.ru