нужно помнить, подключая ПЗУ для запуска:
-
Никогда не производить запуск автомобиля при «мертвой» батарее и, уж тем более, не подключать ПЗУ напрямую к сети автомобиля, минуя батарею. Аккумулятор играет роль выравнивателя напряжения ПЗУ до собственного уровня. Иначе более высокое напряжение ПЗУ вызовет в сети автомобиля ток выше расчетного. Если батарея не реагирует, оживите ее в режиме Boost (см.выше).
-
«Слишком мощного» для данного автомобиля ПЗУ не существует. Главное, чтобы номинал по напряжению совпадал. Т.е. «Жигули» вполне можно запускать ПЗУ с пиковым током на тысячу ампер. Главное, чтобы режим напряжения у него был 12В. А вот если подключить устройство даже маломощное, но на 24 вольта, с высокой вероятностью оборудование легкового автомобиля, рассчитанное на питание 12 вольт, сгорит. Так как через него пойдет ток вдвое выше, чем при питании 12 вольт.
-
«Слишком слабым» для данного автомобиля ПЗУ быть может. В этом случае высока вероятность того, что сгорит устройство. Об этом чуть подробнее ниже.
При запуске стартовый ток имеет высокую динамику изменения. Статическое положение стартера автомобиля фактически соответствует режиму короткого замыкания. В этот момент через стартер протекает максимальный ток. Он же именуется пиковым. Как только стартер тронулся с места, требуемый для его дальнейшей раскрутки ток резко падает. Все это происходит в доли секунды. Для понимания: самая популярная из трансформаторных ПЗУ марки BestWeld модель Autostart 620A имеет пиковый ток 560А. А предохранитель… всего на 200А. Данное устройство чаще всего используют все-таки не с легковыми автомобилями. Поэтому логично предположить, что отбираемый от них ток, возможно, не каждый раз достигает максимума в 560А, но уж 200А он превышает чуть не при каждом пуске в режиме 24В. И что? Предохранители запрашивают крайне редко. Все дело в том, что пиковые токи свыше 200А длятся долю секунды – пластина предохранителя не успевает расплавиться.
И все-таки иногда горят. Чаще вместе с пластиной горит и та часть, на которую она крепится – т.н. держатель. Происходит это в тех случаях, когда силы тока ПЗУ не хватает для проворачивания стартера двигателя. Это, в свою очередь, возможно либо когда устройство подобрано очевидно слабое, либо – что совсем редко – двигатель в принципе не проворачивается (например, заклинило). Поэтому на мощных ПЗУ предохранители горят очень и очень редко.
Мы предлагаем розничным продавцам такую градацию пусковых токов (еще раз, условно - условнее не бывает):
-
До 200А – легковые автомобили с бензиновыми двигателями до 200 л.с.
-
До 400А – мощные легковые автомобили, внедорожники и микроавтобусы, включая с дизельными двигателями.
-
До 600А – грузовики, включая дизельные двигатели.
-
До 800А – мощные грузовики с дизельными двигателями.
-
Свыше 1000А – мощная специализированная техника с дизельным двигателем.
И еще разок: это очень ориентировочное соотношение. Избавление от неприятных сюрпризов возможно только одним путем: используйте заведомо более мощное устройство.
Здесь же напомню о режиме пуска. Объемные трансформаторные ПЗУ не имеют вентиляторов охлаждения. Их режим запуска – 3 секунды прокрутки стартера, несколько минут остывания (в зависимости от температуры). В противном случае трансформатор может расплавиться. Если требуется крутить стартер чаще и продолжительнее, лучше выбрать инверторное ПЗУ с вентилятором охлаждения.
Электропитание – источник вдохновения и камень преткновения
Зарядные и пуско-зарядные устройства не генерируют электроэнергию. Они ее только преобразуют. Поэтому возможности по запуску техники во многом зависят от имеющейся мощности источника электропитания.
При расчете энергопотребления ПЗУ можно пользоваться коэффициентами сварочной техники. Для инверторных пуско-зарядных устройств коэффициент мощности, он же «косинус фи», взять равным 0,8, а КПД – 0,85.
Как я уже излагал выше, в режиме зарядки напряжение устройства должно быть выше напряжения батареи. Возьмем по максимуму. В режиме 12-вольтной зарядки инверторное ПЗУ Autostart i620-RUS при полностью выкрученной на максимум ручке тока дает на выходе напряжение 17В. А выдавать оно может до 80А (т.е. заряжать параллельно 4 12-вольтовых аккумулятора грузовика емкостью по 195Ач каждый!). При этом ему понадобилось бы:
17В * 80А / 0,8 / 0,85 = 2000ВА
Всего 2,0кВА! Т.е. 4 здоровых 12-вольтовых аккумулятора можно было бы заряжать от обычной розетки!
Если бы аккумуляторы были на 24 вольта (хотя общая тенденция на грузовиках заменять 1 24-вольтовую батарею на 2 последовательно соединенные 12-вольтовые):
34В * 80А / 0,8 / 0,85 = 4000ВА
4,0кВА. Обычной розетки уже бы не хватило. Или немного нужно снизить силу тока, чтобы «вписаться» в 3,7кВА розетки.
В режиме запуска ситуация с напряжением на выходе обратная. Оно в момент запуска проседает относительно номинала. В 12-вольтовом режиме вплоть до 8,5 вольт. Но мы считаем все с запасом, поэтому будем исходить из предположения, что используем очень мощное ПЗУ, которое такой просадки в момент запуска не даст:
12В * 200А / 0,8 / 0,85 = 3529ВА
Вполне можно управиться от обычной розетки. Хоть и на грани.
Однако при запуске «Камаза» розетки точно не хватит:
24В * 600А / 0,8 / 0,85 = 21 176ВА. 21кВА!
На самом деле, при пиковом токе 600А напряжение будет точно не 24В. У того же инверторного ПЗУ Autostart i620-RUS при 600А оно будет около 18В. Но все равно это мощность, кратно превышающая возможность бытовой розетки. Для таких задач ПЗУ можно подключать только к электрощиту соответствующей мощности. А такие бывают только на предприятиях.
В заключение по теме электропитания напомню, что у трехфазной техники расчетную мощность потребления нужно разделить на 1,73 (корень из 3). Поэтому не удивляйтесь, когда увидите, что трехфазная техника с более мощными выходными характеристиками имеет потребляемую мощность ниже, чем менее мощная однофазная.
Кипеть или не кипеть?
Начало кипения батареи WET – четкий признак того, что батарея хорошо зарядилась. Начало кипения батареи GEL – четкий признак того, что батарею можно выбросить.
Чтобы не проводить такие эксперименты, некоторые «продвинутые» электронные зарядные устройства имеют функцию отключения по достижение батареей требуемого уровня заряда. Другие имеют функцию «поддержания» заряда, поддерживая на выходе в 12-вольтовом режиме 14,5-15,0В. Наконец профессиональные устройства обычно не отключаются. За заряжаемыми ими батареями нужно следить. Зато они позволяют заряжать старые батареи «по полной», чего не сможет устройство с функцией автоматического отключения или «поддержания» заряда.
Температура окружающей среды
Не последний показатель для ПЗУ, призванных работать на морозе. По этому показателю трансформаторная техника является абсолютным чемпионом. Фактически у трансформатора нет встречающихся в природе морозов, способных вывести его из строя. Скорее станут ломкими кабели электропитания и зарядки. У инверторных устройств такое ограничение есть. Компоненты имеют допуски по температуре эксплуатации. Так инверторные ПЗУ BestWeld рассчитаны на хранение при температуре не ниже 20С мороза. Вынести такое устройство из допустимой температуры на мороз до 40С и тут же начать эксплуатацию можно. Но если оставить не работающим при морозе ниже 25С, через какое-то время конденсаторы замерзнут, и устройство уже не включится, пока не согреется.
Для любой техники вынос с мороза в тепло является гораздо более серьезным испытанием, чем наоборот. Потому что при резком повышении температуры внутри образуется конденсат, угрожающий вызвать короткое замыкание. Поэтому, если уж такая необходимость есть, после перемещения в более теплое место технике нужно дать отстояться, чтобы испарился конденсат.
Пускачи типа Power Tank
В последние годы среди бытовых пользователей все большую популярность приобретают компактные пусковые устройства на основе литиевых полимерных батарей (тех самых гелевых). Главным преимуществом такого устройства является независимость от источника питания. Его можно зарядить дома, а к автомобилю провода тянуть не требуется. Мы тестировали такие образцы несколько лет и готовы признать, что они претерпели огромный прогресс. Современная «коробочка» размером с кошелек действительно способна выдержать 3-4 коротких разряда током 150-200А, которых вполне достаточно для запуска легкового автомобиля. Правда, для зарядки данное устройство не годится. Несмотря на указанные на некоторых из них внушительные цифры емкости вроде 12Ач, действительности они не соответствуют. Емкость 12000мАч по методикам зарядки гаджетов не одно и то же, что 12Ач по автомобильной методике расчета емкости. Недостатком таких устройств является необходимость длительной зарядки, если ресурс заряда исчерпан, их собственная зависимость от температуры окружающей среды (в машине в мороз не оставишь) и потребность в регулярной зарядке.
Тем не менее, в бытовом сегменте такие устройства теснят традиционные пуско-зарядки, оставляя последним сегмент автобаз, автосервисов и прочих организаций, профессионально обслуживающих автотехнику и ее батареи.
Рекомендуемый алгоритм подбора ПЗУ/ПУ
-
Требования по пусковому току. Если предполагается запускать легковой автомобиль, пикового тока в 150-200А при напряжении 12В в большинстве будет достаточно. Для грузовика типа «Камаз» зимой 600А в режиме 24В – абсолютный и не гарантированно достаточный минимум.
-
Требование к источнику. Если его (источника) рядом с автомобилем не ожидается, выбор по-любому сводится к бустеру на батарее. Если он есть, то его макс. мощность ограничивает возможности ПЗУ. Каким бы мощным ни было ПЗУ, но если доступный источник электроэнергии ограничен по мощности, то и ПЗУ преобразовать больше мощности источника не сможет. В этом случае выходом может быть только удлинение предварительной зарядки. Зачем тогда переплачивать за мощность, которую нельзя использовать?
-
Количество вероятных попыток подряд. Для автобаз и прочих организаций, где высока вероятность интенсивного использования (количества запусков) в течение короткого времени, бустер на батарее не подходит. Больше подходит классическое ПЗУ от сети. При этом инверторное ПЗУ с принудительным охлаждением предпочтительнее трансформаторного с пассивным охлаждением – количество запусков за тот же промежуток времени выше (т.е. ожидание между попытками меньше), а допустимое время непрерывного прокручивания стартера выше.
-
Для зарядки батарей инверторное устройство предпочтительней классических трансформаторных со ступенчатым изменением тока заряда. Но нужно убедиться, что данное устройство подходит для данного типа аккумулятора.
-
В режиме зарядки дома устройство с отключением по достижении заданного напряжения или с переходом «в режим поддержания» предпочтительно – оно позволяет контролировать процесс зарядки эпизодически, снижает риски закипания батареи. Для профессионального использования предпочтительны ПЗУ с возможностью выставить повышенное напряжение заряда, позволяющие зарядить даже батарею не в лучшем состоянии до желательного уровня. Но за таким процессом заряда нужно присматривать.
-
Если ожидается длительное нахождение на морозе самого устройства, нужно обратить внимание на соответствующую характеристику. Абсолютным чемпионом здесь будем трансформаторное ПЗУ – ему вообще никакие природные морозы не страшны. Инверторное устройство может выдержать умеренные морозы. Содержащие батарею бустеры для длительного нахождения на сильном морозе не предназначены – их собственная батарея замерзнет.
Автор – Шкляревский Юрий
СТАТЬЯ. Как правильно подобрать пуско-зарядное устройство (ПЗУ) под автомобиль?
Оценка материала: | Средняя оценка: 0 | Всего голосов: 0 |