Очень много написано на тему Что такое ПЗУ, как их подключать и почему кипят аккумуляторы….Увы, чем больше мы пишем, тем меньше читают наши уважаемые потребители товаров. Однако, на основании вопросов, звонков и отзывов, концентрируем все что осталось за кадром в краткой форме – специально для продавцов и потребителей!
 
Почему в режиме зарядки устройства некоторые ПЗУ, а в частности Autostart i520-RUS и i620-RUS ТМ BESTWELD выдают максимальное напряжение 16,5 и 17,5 вольт, соответственно? Это же батарею вскипятить можно!
 
Можно. К сожалению, такие случаи отмечены среди тех, кто невнимательно! читает инструкцию или не читает ее вообще. Устройства эти заявлены для профессионального использования, где часто важно достичь действительно полного заряда АКБ. А для этого напряжение зарядного устройства должно быть выше, чем максимально достижимое напряжение батареи.    
 
Самый старый и до сих пор самый распространенный тип аккумуляторной батареи – т.н. «мокрая». Это буквальный перевод с английского «WET» - именно так обозначаются данные батареи в международной классификации. В них разветвленные свинцовые электроды омываются в свободно «плещущимся» (в пределах своей секции) электролитом. В 12-вольтовой батарее таких секций, иначе называемых «банками», 6. Самые простые и бюджетные из  таких батарей подразумевает обслуживание, которое сводится к доливу дистиллированной воды в банки для пополнения уровня электролита до требуемого уровня. Поэтому каждая секция такой батареи имеет свою пробку, которую можно выкрутить. На 12-вольтовой батарее таких пробок, естественно, 6. Обычно тип батареи указан на ее наклейке. Но если Вы видите 6 пробок в верхней крышке, то с вероятностью 9 из 10 это батарея WET. Традиционно к свинцу добавляли сурьму.  Максимальный уровень напряжения заряда таких батарей (при комнатной температуре) – около 14,4В. Некоторые производители сурьмянистых свинцовых батарей,  по крайней мере, в былые годы даже рекомендовали при зарядке довести батарею до кипения. (Но не кипятить, конечно).
 
Добавление на поверхность свинцовых электродов кальция (в этом случае на маркировке на наклейке указывается “Ca/Сa”) снижает потери электролита. Такую батарею приходится обслуживать существенно реже. А некоторые – практически никогда. Однако с точки зрения процесса заряда, добавление кальция вносит одно кардинальное «новшество» - полностью заряженная кальцевая батарея имеет напряжение существенно
выше 14,4В, присущих обычной «мокрой» батарее, - до 14,8В и даже выше 15В. Существует также гибридный вариант. Это когда один электрод «кальциевый», а другой традиционный сурьмянистый. Такие батареи имеют маркировку Ca/Sb. По всем параметрам, включая напряжение полного заряда и стоимость, данный подвид находится посередине между «кальциевыми» и сурьмянистыми АКБ, но его принято все же относить тоже к «кальциевым». Таким образом, «кальциевые» АКБ последние лет 15 составляют абсолютное большинство применяемых АКБ. И уровень полного заряда у них выше 14,4В.
 
С точки зрения технологии заряда батареи типа AGM более «капризны» - их рекомендуется заряжать по определенному алгоритму изменения уровня напряжения и тока заряда. Однако на практике такие устройства еще поискать нужно, не говоря об их стоимости. И большинство потребителей, включая работников автосервисов, заряжают AGM теми же зарядными устройствами, что и WET. Уровень полного заряда 12-вольтовой батареи AGM – 14,8В.
 
При снижении температуры плотность электролита увеличивается. Поэтому он тот же аккумулятор при более низкой температуре закипит при более высоком напряжении. Соответственно, для полной зарядки нужно прибавить еще минимум 0,2-0,3В зарядного напряжения.
 
Таким образом, на практике часто возникает потребность в зарядке напряжением выше 15 и даже 15,5В. В то же время и такого напряжения достаточно, чтобы «вскипятить», например, простую сурьмянистую батарею типа WET.
 
Наконец, Autostart i520-RUS и i620-RUS – это не зарядное, а пуско-зарядное устройство. Поэтому среди его функций в части заряда обязательной является возможность кратковременного заряда батареи повышенными токами с целью «оживить» ее перед использованием режима «ПУСК». В трансформаторных ПЗУ такой режим называется BOOST.
 
Можно ли переделать некоторые ПЗУ, а в частности, Autostart i520-RUS и i620-RUS BESTWELD так, чтобы ограничить максимальное зарядное напряжение, например, 14,4В?
 
Можно. В условиях сервисной мастерской это несложная и недорогая операция. Требуется заменить всего 1 SMD-компонент. Можно также аналогичным образом значительно увеличить максимально возможный зарядный ток. Но при этом чувствительность настройки обратно пропорционально снизится. Порог минимально настраиваемого тока заряда резко увеличится. Так при повышении максимального зарядного тока AUTOSTART i620-RUS с 80 до 100-110А минимальная граница настраиваемого значения зарядного тока составит порядка 25А.
 
А почему на некоторых ПЗУ, в частности, Autostart i520-RUS и i620-RUS BESTWELD  нет функции автоматического отключения?
 
Для этого нужно понимать, как реализована функция автоматического отключения на тех устройствах, где она есть. Почти всегда это устройства с нерегулируемым током (а точнее, напряжением) заряда. Когда напряжение на батарее сравнивается с напряжением на зарядном устройстве, ток прекращается. Далее устройства с автоматическим отключением буквально отключаются. Устройства с «поддерживающим режимом» либо поддерживают минимальными токами стремящуюся к разряду батарею, т.е. не отключаются, либо отключаются, а потом включаются при достижении определенной разницы между напряжением зарядного устройства и постепенно саморазряжающейся батареи. Например, при разряде последней до 13,8В.
 
Такой режим не подразумевает изменения зарядного тока (и напряжения) в процессе заряда. Не говоря о том, что на высоких напряжениях заряда автомат отключения вообще не сработает – батарея будет кипеть, а с уровнем зарядного напряжения так и не сравняется. На Autostart зарядное напряжение и, соответственно, силу зарядного тока можно регулировать в любой момент, если для этого есть физическая возможность. Так, например, невозможно обеспечить прохождение сравнительно высокого тока (равного той же 1/10 емкости батареи) через полностью заряженную батарею. Она закипит, но такой ток не пропустит.
 
При запуске инверторным устройством той же мощности, что и трансформаторное, ощущение, что инверторное мощнее? Откуда такая иллюзия?
 
Это не совсем иллюзия. И трансформаторное, и инверторное устройство на выходе выдают постоянный ток только номинально. Если переменный ток в розетке за секунду циклически изменяется 50 раз за секунду, в том числе, 100 раз за секунду меняя направление, то на выходе трансформаторного зарядника направления он не меняет, но возрастает от «0» до максимума, а затем снова до «0» 100 раз за секунду. Фактически это своего рода импульсный ток с частотой 100 импульсов в секунду.
 
В инверторном  устройстве «провалы» между импульсами после выпрямления входного напряжения выравниваются дополнительной энергией, добавляемой конденсаторной блок. После этого инвертируются (т.е. преобразуются в высокочастотный переменный ток частотой не 50, а десятки тысяч Герц). Полученный высокочастотный ток снова пропускается через выпрямительный диодный мост. Полученный таким образом постоянный ток гораздо более близок к действительно постоянному, нежели «импульсоподобный» постоянный ток с трансформаторного устройства.
 
 
Если ток, который потечет через батарею, зависит исключительно от ее сопротивления (вместе с сопротивлением соединяющих кабелей) и напряжения на выходе зарядного устройства, почему же тогда указаны максимальные значения зарядного тока для каждой модели?
 
Ток, который потечет через батарею, конечно, зависит от разницы напряжения заряжаемой АКБ и заряжающего устройства с одной стороны, и сопротивления батареи и зарядных кабелей с другой. Закон Ома для участка цепи никто не отменял. Но ограничение максимального зарядного тока в режиме зарядки, стоит. Дабы избежать продолжительного скачка тока при нештатной ситуации. А вот в режиме пуска это ограничение фактически снимается. И тут уже ограничением становится мощность компонентов схемы. Ну, и источника питания, разумеется.
 
Что такое режим BOOST и как им пользоваться?
 
Выше уже упоминал режим BOOST. Здесь раскрою чуть подробнее. Режим BOOST – это кратковременная зарядка севшей «в ноль» батареи перед запуском с помощью ПЗУ. Если нормально батарею WET рекомендуется заряжать током, равным от 1/20 до 1/10 емкости батареи, то в случае потребности запустить автомобиль с вообще не реагирующей батареей ее нужно обязательно хотя бы немного «оживить» перед запуском. Батарея выступает нагрузочным фильтром, защищающим электроцепи автомобиля от подачи более высокого напряжения от ПЗУ.
 
Поэтому в случае полностью севшей батарее к ней сначала на 10-15 мин подключают устройство в режиме зарядки, но повышенным (обычно в 1,5-2,0 раза) током. В трансформаторных устройствах, где переключение зарядного напряжения (и, как следствие, тока) производится ступенчато, такому повышенному напряжению заряда соответствует режим BOOST. На инверторном устройстве регулировка производится плавно. Поэтому режим BOOST выставляется элементарным добавлением силы тока ручкой регулировки.
 
Следует помнить, что зарядка током свыше 1/10 емкости пагубна для АКБ. Поэтому применяют ее ровно в той степени, которая достаточна для минимальной реанимации батареи при необходимости срочного запуска. Это будет во многом зависеть от мороза и имеющегося времени. В большинстве случаев упомянутый выше ток в 1,5-2,0 раза выше 1/10 емкости батареи в течение 10-15 минут справляется с «реанимацией».
 
На многих инверторных зарядных устройствах есть зимний режим. Как его найти и как им пользоваться?
 
Интересная тема…у всех по разному это и обозначается и применяется. Например, на аппаратах ТМ BESTWELD кнопочки такой нет, а возможность зарядить «по-зимнему» есть. При отрицательных температурах жидкость сжимается, концентрация электролита повышается, и в полностью заряженном состоянии он может принять больше зарядов. Поэтому один и тот же аккумулятор при +20С и при -20С имеет различное значение полного заряда. Вот и ставят на зарядках без регулировки различные уровни напряжения заряда, отличающиеся на несколько десятых вольта. Большее (на 0,2-0,3В) напряжение заряда предназначается для морозной погоды. Его называют «зимним режимом».
 
В марке BestWeld «зимних режима» (целых три: для 6-вольтовых батарей, для 12-вольтовых емкостью до 18Ач и для 12-вольтовых емкостью от 18Ач и выше) есть на бытовом компактном зарядном устройстве INCHARGER 6-12V-4A. Нужный режим выбирается на жидкокристаллическом дисплее нажатием кнопки. После чего остается ждать, пока индикатор степени заряда покажет, что батарея полностью заряжена. Хотя и за дисплеем следить необязательно. После окончания зарядки ЗУ автоматически отключится. На самом деле, при этом будет обеспечен уровень зарядки АКБ порядка 80-90%, зато следить за таким процессом не требуется, даже на финальной стадии. И стоит такое устройство в розницу – 1525 руб.
 
А что будет, если перепутать полярность – подключить зарядный кабель «+»  к клемме «-» аккумулятора и наоборот?
 
Пойдет очень высокий зарядный ток – так как получится напряжение, многократно выше расчетного. В трансформаторных устройствах типа Autostart A сгорит предохранитель и подача какого-либо тока прервется до его замены. В инверторных типа Autostart i620-RUS сработает защита по перегреву. Но и в том, и в другом случае, батарея наверняка успеет закипеть. Впрочем, произойдет это настолько быстро, что оператор вряд ли успеет даже отойти. И тут самое дешевое устройство типа INCHARGER обеспечивает самую надежную защиту – оно просто не включится, если разница напряжения между его выходами и заряжаемой батареей окажется выше определенной величины. На то оно и бытовое, в то время как ПЗУ Autostart A и Autostart i620-RUS предназначены для эксплуатации опытным персоналом.
 
В инструкции у многих производителей написано, что перед зарядкой АКБ нужно снять с автомобиля, а если затруднительно, то хотя бы снять одну клемму. Это обязательно?
 
В некоторых автомобилях отсоединение клеммы и, тем более, демонтаж АКБ столь затруднительны, что этого никто не делает. При правильном следовании инструкции, риск повредить автомобиль стремится к нулю. Но все же, существует вероятность подачи в бортовую сеть напряжения от зарядника напрямую. А зарядное напряжение выше напряжения батареи. Соответственно, в электроцепях автомобиля в этом случае возникнет ток выше расчетного. Он может, особенно при продолжительном воздействии, вызвать повреждение электрооборудования и самой электропроводки. Поэтому подобным предупреждением производители снимают с себя ответственность за последствия «ленивого» применения их техники.    
И напоследок, рекомендуем использовать качественную продукцию, и поддерживать отечественного производителя.