Венсан Жанти: «Покупка „К-Раута“ ускорила развитие сети на 10 лет»

Венсан Жанти, генеральный директор «Леруа Мерлен», рассказал на встрече с журналистами о подробностях сделки с Kesko, планах на 2018 год и новом формате магазинов.

Венсан Жанти, генеральный директор Леруа Мерлен– Расскажите подробнее о покупке «К-Раута». Что вы ожидаете от сделки?

– Мы давно вели переговоры с «К-Раута» о покупке площадей, потому что у них много магазинов в Санкт-Петербурге. У нас в этом городе только 4 магазина. Развитие в этом регионе идет очень медленно, к тому же довольно затратно. Покупая «К-Раута», мы выигрываем почти 10 лет развития. 

Мы достаточно быстро договорились о цене – 12 млрд рублей. Сделка  позволяет существенно увеличить долю рынка в Санкт-Петербурге. Кроме того, нам интересно развиваться в этом городе из-за присутствия в нем сильного конкурента – «Петровича».

 – Какова суммарная площадь приобретенных площадок, и будет ли это традиционный формат для «Леруа Мерлен»?

– Общая площадь приобретенных помещений составляет 126 тысяч кв. м, но это торговая сеть и логистика вместе. Магазины «К-Раута» чуть-чуть отличаются от наших. Например, есть маленький магазин на Васильевском острове площадью всего 4 тысячи кв. м. Нам нужно адаптировать наш концепт к новым площадям. Придется пересмотреть каждый магазин, чтобы сделать новый концепт.

– Сколько по времени займет реконцепция?

– Мы думаем, что шесть месяцев. Мы закроем приобретенные магазины, сделаем реконцепцию (проведем работы по замене вывесок, оборудованию, наполнению товаром и т.п) и затем откроем их под нашим брендом.

– Что будет с сотрудниками «К-Раута»?

– Мы покупаем не компанию, а только площади. Это значит, что если сотрудники захотят работать в «Леруа Мерлен», то они должны устроиться к нам на работу, пройдя собеседование. Мы думаем, что примем в этом году 1200 человек.

pokupka_k_rauta_3.jpg

– Интересны ли вам поставщики, которые работают с «К-Раута»?

–У нас с «К-Раута» совпадают 30 % поставщиков. Сейчас у нас 44 поставщика в Санкт-Петербурге. Скорее всего, мы будем развивать сотрудничество и с новыми поставщиками.

Для русских очень важен дом

– Какую динамику выручки продемонстрировал «Леруа Мерлен» в 2017 году, и какой прогноз на 2018?

– В прошлом году у нас был прирост продаж  1,5-1 % LFL , прирост площадей составил 22 %. Мы ожидаем, что в этом году рост продаж будет 5-6 %, но это только прогноз. В апреле-мае можно будет уже делать предположения, каким будет рост в этом году.

– На рынке DIY сложно добиться роста.

– Да, это значит, что покупательная способность сейчас не очень высокая. Рост рынка DIY очень сильно зависит от роста уровня жизни населения. А как будет расти уровень жизни сейчас – предсказать трудно. Но если смотреть в долгосрочную перспективу, а я оптимист, развитие в России имеет хороший потенциал. У меня нет никаких данных, чтобы подтвердить, но это мое ощущение. Дом очень важен для русских, и они всегда будут стремиться улучшать свое жилище.

– Как вы оцениваете развитие рынка DIY в прошлом году?

– Имеющиеся у меня официальные данные говорят о небольшой позитивной динамике. Но по моим данным у большинства конкурентов год прошел негативно. Исключение составляет «Петрович», они активно развивались в течение 2017 года. Это очень интересный конкурент с высоким уровнем обслуживания.

pokupka_k_rauta_4.jpg

– Есть ли еще в России привлекательные активы для покупки?

– У нас есть магазины почти везде, будет трудно найти компанию, которая была бы интересна с точки зрения ее приобретения. Пока я таких сетей не вижу.

– Ранее говорилось о планах открывать в России 20 магазинов в год, ежегодные инвестиции оценивались в 30 млрд рублей. Что сейчас?

– Планы остаются теми же. В этом году мы откроем больше из-за покупки «К-Раута».

— Вы будете уменьшать площадь магазинов?

– Мы будем развивать два формата – 8 тысяч кв. м и 10 тысяч кв. м. Первые магазины уменьшенной площади откроются уже в этом году. Примерно половина открываемых гипермаркетов будут располагаться на 8 тысяч кв. м. Мы идем в небольшие города – от 400 тыс. человек, и для них 10 тысяч кв. м – это слишком большой магазин.

– Чем новый формат будет отличаться от традиционного?

– Это почти одинаковый концепт, отличие в чуть меньшем ассортименте и более плотном размещении товаров. Разница в ассортименте составляет примерно 10 %.

– В каких регионах будете открывать магазины нового формата?

– Открываться будем везде, не только в Подмосковье. Например, будет магазин во Владивостоке, Улан-Удэ.

pokupka_k_rauta_5.jpg

– Как будет строиться логистика?

– Почти весь ассортимент, 90 %, мы доставляем по железной дороге. Возможно, будем увеличивать поток импорта из Китая. У нас есть склад в Новосибирске, который обслуживает все сибирские и дальневосточные магазины.

– Планируете ли вы в дальнейшем еще больше уменьшать площадь магазинов?

– Пока нет. Возможно в будущем, когда поднимется уровень жизни и наши магазины площадью 8 тысяч кв. м покажут эффективность, мы подумаем об уменьшении.

Онлайн и новые форматы

– Как у вас развиваются онлайн-продажи?

– Хорошо! В прошлом году мы тестировали онлайн-магазин в Москве и ряде других городов. В этом – будем расширять географию, уже начали развивать сеть пунктов выдачи заказов. Доля продаж, если смотреть по всей компании, пока небольшая, в 2017 году она составила 1 %, но количество заказов стабильно растет. Мы думаем, что через пять лет достигнем доли 7-8 %.

pokupka_k_rauta_1.JPG

– Где расположены и как работают пункты выдачи заказов?

– Мы развиваем омниканальные отношения с клиентами и предлагаем им услугу – закажи на сайте и забери в магазине. Такая услуга есть уже в 50 магазинах «Леруа Мерлен» и скоро будет предоставляться по всей сети. Также мы продолжаем совершенствовать наш сервис и предлагаем нашим покупателям забрать малогабаритные товары в пунктах выдачи заказов. Пока мы работаем с постаматами в Москве – сейчас 120 пунктов выдачи. В дальнейшем будем расширять охват по России.

– Сейчас у вас работает 75 гипермаркетов. Какой потенциал для открытия магазинов вы видите в России?

– На данный момент примерно 300 магазинов. Очень многое зависит от покупательной способности и от того, будет ли расти уровень жизни людей. Сейчас мы рассматриваем города с численностью населения от 400 тысяч человек. В Европе развитие происходило так же – сначала мы открывались в больших городах, а потом шли в маленькие.

pokupka_k_rauta_2.JPG

– Вы тестируете новый формат «Леруа Мерлен Квартира». Расскажите о нем.

– В небольшом павильоне мы представили четыре проекта с интерьером, разработанным под квартиры, строящиеся в этом районе. Мы тестируем новый проект в Одинцово, где строится 10 тысяч квартир, и в дальнейшем хотим попробовать размещать подобные форматы рядом с большими стройками. Интерьерные решения созданы профессиональными дизайнерами в четырех разных стилях. 

В «Квартире» работают специалисты, которые помогают покупателю выбрать и сделать заказ. Сам магазин связан с нашим ближайшим гипермаркетом, откуда поступает заказанный товар. Стройка продлится два года – этот срок мы и определили для теста. 

Если концепт будет признан удачным, то будем тиражировать его в районах новостроек.

– Какие технологические инновации вы используете?

– В трех магазинах мы тестируем мобильное приложение для продавцов-консультантов. Оно позволит быстрее отвечать на вопросы клиентов и использовать наши внутренние инструменты и базы данных, чтобы понимать наличие товара на складе. Технологию сейчас пробуем в Москве и Казани, в дальнейшем она появится во всех магазинах сети. Еще одно новшество – сервис по моделированию, 3D-дизайн. Им уже можно воспользоваться на нашем сайте.

– Если говорить о российском рынке, какие конкуренты самые сильные?

– В первую очередь строительные рынки. Если говорить о сетях, то, думаю, это «Петрович». Они развиваются, у них интересные идеи, инновации, хороший концепт, высокий уровень обслуживания. Мы внимательно следим за их развитием. «Максидом» тоже большая компания, но они занимаются не только DIY.

– Большая доля покупателей в «Петровиче» – это прорабы и строители. Вы как-то планируете увеличивать B2B-сегмент?

– Сейчас у нас примерно 20 % покупателей – профессионалы. Мы бы хотели развить эту долю до 50 %. Это стратегическое направление для нас. Нам нужно изучать, как работает с профессионалами «Петрович», «К-Раута». Это большой рынок со своими особенностями и запросами.

 статья с сайта Retail.ru