Михаил Никифоров, «Леруа Мерлен»: «Подход к работе с локальными поставщиками более мягкий, чем с федеральными»

В 2019 году сеть «Леруа Мерлен» продолжала расширять географию и вышла в несколько новых регионов, среди которых один из самых удаленных от центра — Владивосток. При выходе на новые территории одна из непростых задач — выстраивание логистики и системы поставок. Оперируя сложным, часто крупногабаритным товаром, ритейлер выработал свою стратегию — опираться не только на федеральных, но и на локальных поставщиков, отдавая предпочтение местным производителям. Как строится работа с поставщиками, Retail.ru рассказал директор по товарным закупкам «Леруа Мерлен» Михаил Никифоров.

«Леруа Мерлен» — международный ритейлер, специализирующийся на товарах для дома, дачи и сада. Первый магазин в России открылся в 2004 году, сегодня в нашей стране работают 103 гипермаркета, более 32 тысяч сотрудников в 60 городах России. В планах компании в 2020 году расширить сеть до 116 гипермаркетов, открыв магазины в том числе в новых городах — Смоленске, Липецке и Пскове.
Директор по товарным закупкам «Леруа Мерлен» Михаил Никифоров

— Сколько всего поставщиков в «Леруа Мерлен» и сколько из них — российские?

— Сегодня компания работает более чем с 1600 российскими и зарубежными поставщиками. Доля всех российских поставщиков — производителей и дистрибьюторов — составляет 77 %. Это более 1200 компаний по всей России.

— Работаете ли вы с небольшими, локальными производителями?

— Мы работаем с 265 компаниями, осуществляющими поставки в каком-то одном регионе. В 2016 году их было всего 160. Сотрудничество с местными производителями позволяет нам максимально приблизить производство к магазинам. Среди наших локальных поставщиков производители составляют 76 %.

— Как вы отбираете поставщиков?

— На основе тендеров, их мы проводим на международной электронной площадке группы Adeo, которая называется Synertrade. Перед участием в тендерах поставщики проходят квалификационные процедуры и предоставляют документацию, позволяющую нам проверить качество контрагентов. Список документов и пошаговая инструкция по их заполнению доступны у нас на сайте leroymerlin.ru в разделе «Поставщикам».

— Как встать на полки «Леруа Мерлен»? Одинаковые ли условия для крупных федеральных производителей и локальных компаний?

— В нашей структуре есть позиция руководителя направления, отвечающего за развитие ассортимента своей категории товаров. Он определяет план смены ассортимента и обозначает потребность в проведении тендера. Эту информацию мы вывешиваем на нашем сайте в список тендеров на следующий календарный год.

Поставщики, заинтересованные в поставках продукции, описанной в условиях тендера, оставляют заявку и предоставляют пакет документов. Мы проводим коммерческий аудит и добавляем компанию в список участников, а компания получает приглашение к участию в тендере.

За проведение тендера и согласование коммерческих условий с поставщиком отвечает руководитель по товарным закупкам. С согласованных условий начинается сотрудничество поставщика с «Леруа Мерлен». Если говорить о разнице в процедурах для федеральных и региональных поставщиков, мы упрощаем процесс заключения договора для локальных компаний, чтобы дать шанс новым поставщикам разместить товары на полках магазинов «Леруа Мерлен».

— Насколько жестко вы отбираете локальных поставщиков?

— Подход к работе с локальными поставщиками более мягкий по сравнению с участниками федеральных поставок. Это касается степени ответственности поставщика, бюджета закупки и эффекта для компании в целом. Если говорить более предметно, то мы предлагаем локальным поставщикам упрощенный контракт и требуем меньше документов.

— Поставщики каких товаров необходимы в первую очередь?

— Наша потребность в товарах меняется, когда мы меняем или обновляем ассортимент. Как правило, мы информируем поставщиков о предстоящих изменениях заранее, размещая список тендеров следующего года на нашем сайте. В описании тендеров информация представлена в форматах «отдел — товар — описание» и «география — срок проведения». Список появляется заблаговременно — так, тендеры на 2020 год опубликованы в конце декабря 2019 года.

Одно из направлений нашей стратегии закупок — импортозамещение. Реализуя это направление, мы определяем список товарных категорий, у которых есть потенциал к локализации, и ранжируем их по уровню необходимых инвестиций.

Среди этих товарных категорий удлинители, тепловые пушки, пластиковые ящики, перчатки, лейки, шланги, садовая мебель, ограждения и сетки, веревки, швабры, тюль, подушки, зеркала, полки, аксессуары для кухни, плечики, тканые короба, ручной инструмент (отвертки и кисточки), коврики и ковры, жалюзи алюминиевые, картины, электроинструмент, освещение и климат.

— Приведите примеры региональных производителей, которые вышли на федеральный уровень, и федеральных, кто вышел на международный уровень.

— Примеров выхода региональных поставщиков на федеральный уровень уже достаточно много, вот несколько из них:

  1. «ЛЗ Радуга» (производитель красок, начинавший партнерство как поставщик магазина в Новосибирске);
  2. «Керамзит НТ» (поставщик отдела «Стройка», начинавший сотрудничество в Уральском регионе);
  3. «СТС» (поставщик отдела «Стройка», начавший сотрудничество в Поволжском регионе).

Переход федерального поставщика на международный уровень происходит в случае победы в тендере участников из разных стран (Китай, Центральная Европа, Западная Европа). Среди победителей международных тендеров:

  1. «Союз Пак» (малярная лента и скотч);
  2. «Одинцово» (межкомнатные двери);
  3. «Лента» (укрывная пленка для сада);
  4. «ТДЛ Текстиль» (льняные шторы).

Михаил Никифоров, «Леруа Мерлен»: «Подход к работе с локальными поставщиками более мягкий, чем с федеральными»

— От каких поставщиков вам пришлось отказаться и почему?

— Динамика нашего бизнеса, законодательная база, обратная связь покупателей по качеству товаров иногда побуждают нас отказываться от сотрудничества. Это может происходить по нескольким причинам.

Например, если контрагент нарушил положения кодекса этики нашей компании, нарушил налоговое законодательство или не обеспечил заявленные характеристики товаров. Важно отметить, что в этих случаях мы руководствуемся положениями договора поставки.

Также частью нашей стратегии является развитие СТМ , и это приводит к сокращению поставок B-брендов на наши полки. Доля СТМ сегодня 20 %, среднесрочная цель — 35–40 %.

— Осуществляете ли вы проверку поставщиков? Как она происходит и насколько часто?

— Проверка поставщика и его производства проходит в несколько этапов. Получив пакет документов, мы проводим первичный коммерческий аудит производственной площадки или склада. Приняв решение пригласить поставщика участвовать в тендере, мы проводим второй аудит — системы менеджмента качества. Для нас это самый важный элемент процесса квалификации поставщика, позволяющий понять, сможет ли компания гарантировать качество товара в динамике.

В 2020 году мы добавим к процедурам социальную проверку предприятия. Мы рассматриваем ее как серьезный инструмент для развития управления безопасностью на производстве и соблюдения прав тех, кто на нем работает. Социальный аудит — это аудит условий труда, безопасности и соблюдения прав работников на предприятии. Он проводится согласно нормам ICS (Initiative Clause Sociale).

— Какие цели стоят перед системой закупок?

— Среди первостепенных задач направления товарных закупок наличие товара в каждом канале реализации, поддержка географической экспансии компании и развитие стратегического партнерства с поставщиками.

— Как устроено ваше подразделение изнутри?

— Платформа товарного предложения состоит из трех подчиненных платформ. У них общие цели, и при этом платформы структурированы по принципу матрицы. В первую входят бизнес-команды, отвечающие за создание гаммы товарного предложения в своих отделах.

В составе команды руководитель направлений, микромерчандайзеры, руководители товарных закупок, специалисты по интернет-коммерции и электронному мерчандайзингу, по расширенному товарному предложению, по услугам, по мастер-данным, по развитию компетенций и другие. Их основная задача — построение наиболее удобного и бесшовного пути клиента в каждом канале.

Вторая команда — функциональные лидеры товарного предложения. В нее входят специалисты всех направлений. Их задача развивать каждую из перечисленных компетенций для повышения качества работы бизнес-команд.

Третья команда отвечает за доступность. В нее входят специалисты по поставкам и логистике, а также по контролю управления и взаимоотношений с поставщиками: локальный сорсинг, товарные закупки, команда качества, команда эффективности закупок и команда управления договорами поставщиков.

Михаил Никифоров, «Леруа Мерлен»: «Подход к работе с локальными поставщиками более мягкий, чем с федеральными»

— Есть ли какие-то интересные решения в области автоматизации закупок, которые облегчают вам жизнь?

— Безусловно, такая большая компания, как «Леруа Мерлен», не может обходиться без системных решений для контроля и оптимизации данных. Среди решений в области работы с поставщиками международная SSM (единая база данных поставщиков группы), Synertrade (единая площадка для проведения тендеров), QMS (система управления качеством поставщиков и поставляемой ими продукции), Supplier Review (инструмент анализа поставщиков).

Все эти решения взаимно интегрированы. Попадая в базу данных поставщиков SSM, поставщик принимает участие в тендере на площадке Synertrade, а после начала поставок информация о качестве продукции отображается в QMS. После этого вся количественная и качественная информация о поставщике, включая уровень сервиса, товарооборот, срок работы, оценки социального аудита и аудита качества, уровень возврата продукции и прочие, транслируется в Supplier Review.

На основании этих данных каждому из имеющихся поставщиков присваивается определенный рейтинг, который упрощает построение стратегии работы для руководителя товарных закупок по каждой из категорий товаров.

— Вы начали развивать новый формат для профессиональных покупателей «МаксиПРО». Как в связи с этим меняется система закупок? Сильно ли отличается его ассортимент от ассортимента «Леруа Мерлен»? Какие товары востребованы в новом формате?

— В гипермаркетах в наличии в среднем представлено около 35 тыс. товаров. В шоу-румах «МаксиПРО» — 15 тыс. наименований. При этом лишь около 5 тыс. артикулов пересекаются.

Обе компании имеют общую стратегию по закупкам в отношении смежного ассортимента и поставщиков. Принципиальное различие в закупках в том, что «МаксиПРО» работает с тендерами на объекты строительства и профессиональными бригадами, в то время как «Леруа Мерлен» развивает ассортимент и проводит соответствующие тендеры. В связи с этим частота тендеров и объемы значительно различаются.

— Недавно вы открылись во Владивостоке — какую специфику рынка в плане работы с поставщиками вы можете отметить?

— Основная специфика в географическом расположении региона. Поставщики, везущие продукцию из центральной части России или Сибири, доставляют ее на дальнее расстояние, что приводит к росту расходов на транспортировку. Многие наши партнеры по работе в этом регионе используют удаленное складирование и доставку железнодорожным транспортом, чтобы минимизировать затраты.

В регионе сравнительно немного местных производителей по сравнению с числом дистрибьюторов или импортеров. Со многими мы уже заключили или согласовываем договор поставки. Поставки в этом случае ведутся, как правило, во Владивосток и Хабаровск.
 

подготовлено по материалам RETAIL.RU