Продажи русских DIY ритейлеров удвоятся в 2010 году

Интервью с Генеральным Секретарем Европейской DIY Ассоциации (EDRA) Джоном Хербертом.

Джон Херберт (John Herbert) работает в DIY ритейле уже 45 лет. В 1977 он пришел на работу в самый первый гипермаркет Sainsbury’s SavaCentre, в Вашингтоне (США). С 1979 по 1983 Джон управлял крупнейшими гипермаркетами в Германии. В 1983 он был назначен управляющим директором сети Knauber, впоследствии магазины этой сети журнал Home Channel News USA (главный журнал о торговле в США) назвал лучшими в мире. С 2004 года Джон – Генеральный Секретарь ассоциации EDRA, в которую входят DIY ритейлеры из 18 стран. Их продажи составляют приблизительно 80% продаж всех DIY ритейлеров Европы.

 

Retail.ru: Джон, это правда, что Вы лично знаете всех DIY ритейлеров в мире? Кого бы из них Вы назвали самым успешным?

Джон Херберт: Мне повезло посетить почти все страны мира, кроме Индии (но я собираюсь туда в сентябре) и Японии. Я лично посетил всех значимых ритейлеров в тех странах, где я был. Поразительно, но в мире нет глобального DIY ритейлера — на каждом континенте царит свой «домашний» DIY-лидер. К примеру, Североамериканский рынок возглавляют Home Depot и Lowes, в Южной Америке это Sodimac, в Австралии – Bunnings. Я провел в DIY ритейле почти 50 лет и уверен, что в этом бизнесе локальная, местная культура, играет важнейшую роль. Я лично уверен, что мы никогда не увидим глобального DIY ритейлера.

 

Retail.ru: Джон, расскажите нам кратко о новых «послекризисных» требованиях и ожиданиях покупателей от DIY ритейлеров в Европе. Возможно, для DIY ритейлеров появились новые вызовы в современном «мире после кризиса»?

Джон Херберт: DIY ритейл много лет существовал в мире, где рынок только рос, поэтому кризис стал огромным шоком для многих из таких ритейлеров, и некоторые DIY сети больше не существуют. Но самое главное, что в любых условиях покупатели продолжают инвестировать в улучшение своих домов. Так что для DIY ритейлеров сегодня есть только один вызов – найти правильный продукт, который нужен его покупателю именно сегодня.

 

Retail.ru: Каким был спад продаж среди DIY ритейлеров Европы в 2009 году? Какова ситуация с продажами на сегодня?

Джон Херберт: Спад продаж различен в зависимости от страны. Германия, к примеру, вообще не имела никаких негативных тенденций в DIY-продажах, а в Англии и Франции продажи в этом сегменте снизились лишь слегка. Продажи DIY ритейлеров Ирландии, Испании и многих стран восточного блока Европы упали очень значительно, в России спад продаж достигал 30%! В целом, сейчас негативный тренд почти закончился, по-видимому, и у всех есть стойкое ощущение, что ситуация в продажах медленно выправляется. Например, некоторые русские DIY сети сообщают о значительном росте продаж в 2010 году.

 

Retail.ru: Какими способами европейские ритейлеры «боролись» с проблемами в кризисное время (2008-2009)?

Джон Херберт: Издержки всегда были под жестким контролем, но кризис заставил всех еще раз задуматься об этом. Большинство компаний, которые я знаю, резко сократили свои затраты и издержки. Например, B-and-Q в Англии – их продажи снизились на 2% в первом квартале, но прибыль в это время не упала. Потому что B-and-Q снизили затраты и улучшили маржу. Одним из главных факторов выживания в кризис было сокращение товарных запасов, что увеличило обороты на складах, а также сокращение дополнительных расходов, т.е. издержек.

 

Retail.ru: На DIY форуме, где мы с Вами познакомились, я в первый раз услышала про формат DFM (Do It For Me). Никто из русских ритейлеров, к которым я обратилась за разъяснениями, не знали, что это за формат. Так что же это такое?

Джон Херберт: Да, я помню, как исполнительный директор Kingfisher в своем выступлении упомянул DFM как один из трендов развития DIY рынка. Это магазины для людей, которые финансово находятся в чуть лучшем положении, чем большинство людей в стране. У таких людей есть деньги на то, чтобы дизайн и установку делали за них другие люди, то есть это уже нельзя подвести под формат "do it yourself". Это специфический тренд, скорее для людей старшего поколения (в Европе), у которого есть значительное количество денег и нет энергии или знаний для того, чтобы заниматься обстановкой и ремонтом самостоятельно.

 

Retail.ru: Каковы Ваши оценки российского рынка DIY и ваше личное впечатление о русских DIY ритейлерах?

Джон Херберт: На сегодня, в растущем мире DIY, русский рынок — это №1. Мы ожидаем увидеть значительный его рост в ближайшие годы и нам будет очень интересно посмотреть, кто же станет здесь лидером. Я лично просто изумлен тем, как хороши российские DIY компании. Они учатся очень быстро, и я к ним отношусь с огромным уважением. На основе всего, что я увидел и услышал на превосходном DIY Форуме в мае в Москве, я делаю вывод, что продажи русских DIY ритейлеров удвоятся в 2010 году.

 

Retail.ru: Как Вы думаете, можно ли нам в России в скором времени ожидать прихода западных DIY ритейлеров?

Джон Херберт: Я совершенно не вижу в обозреваемом будущем ни одного значительного европейского или американского игрока, выходящего на российский рынок.

 

Retail.ru: Как бы Вы закончили фразы «Европейский DIY ритейлер это …, а русский это…»?

Джон Херберт: Европейские игроки очень профессиональные и продолжают наращивать свой бизнес за счет растущих рынков. Русские ритейлеры очень быстро становятся профессионалами, и благодаря их культуре всегда будут доминировать на российском рынке.

В заключении, я хотел бы вспомнить, как на DIY форуме в Москве, кто-то спросил, не станет ли российский рынок DIY в конце-концов похожим на польский, где нет доминантного игрока. Основные DIY ритейлеры Польши, как мы знаем, пришли из Западной Европы. Иан Чешир (Ian Cheshire), исполнительный директор Kingfisher, ответил что, по его ощущениям, для России такой опасности не существует, потому что российские DIY компании уже начали активную работу на этом рынке до того как сюда пришли крупные ритейлеры из Европы.

Я бы добавил пример из своего опыта. Я был когда-то исполнительным директором маленькой, состоящей из 10 магазинов, DIY сети в Германии – ее имя Knauber. Германия – самый жесткий рынок DIY в мире и Knauber удается выжить до сих пор только благодаря очень высокому сервису и четкому ориентированию на своих клиентов. Дела у Knauber идут прекрасно и сегодня. DIY ритейл – это в первую очередь отношение к людям, это "peoples business". И в этом бизнесе всегда будет место для любых компаний, больших или маленьких, для тех, кто вдохновенно, страстно и профессионально занимается этим бизнесом.

 

Интервью взяла Кадочникова Елена,

www.retail.ru