Год 2011 подходит к концу, компании уже делают заказы на первый квартал 2012 года. Можно подвести первые итоги и посмотреть на тенденции, которые будут определять перспективы развития компаний, брендов, рынка на ближайшие 5 лет, не меньше.
В целом по отзывам розничных компаний, год оказался более чем успешным. Многие вышли на показатели 2008 года, а самые успешные компании не только перешагнули его достижения, но и солидно прибавили. Успех оптовых компаний не является таким однозначным. Тенденции, которые имеются на рынке очень существенно влияют на бизнес и качественно и количественно. Бренды еще сложней оценивать, так как количественное присутствие последних в настоящий момент на российском рынке - выше всякого разумного понимания, так ведь еще и новые появляются, кстати, среди них есть и вполне успешные.
Приведем данные РАТПЭ о росте рынка электроинструмента. Эти данные подтверждают наши выводы.
Теперь более подробно о тенденциях на рынке строительного оборудования и инструмента в России и не только. Первое, о чем хотелось бы сказать – это заграничные и российские слияния и поглощения компаний и брендов. На первый взгляд, эти изменения не очень существенны и не влияют напрямую, тем не менее, если посмотреть более внимательно – результат совсем иной. Кроме этого, если взглянуть на другие рынки, которые, по-моему, мнению, идут года на 3-4 впереди, то тенденция будет видна очевидная. Итак, попробуем перечислить крупные сделки за последние несколько лет в России и в мире.
 
Примеры: Компания ESAB приобрела бразильскую компанию Condor Equipamentos Industriais и российский Сычевский электродный завод, Atlas Copco приобрел Grupo Electrógenos GESAN SA (Испания), крупнейшего производителя дизельных и бензиновых генераторов, Terex AWP продала продуктовую линейку генераторов Terex® компании Cummins Power Generation, объединение крупнейших мировых компаний Stanley и B&D, покупка крупных европейских компаний брендов Российской компанией Интерскол. Можно продолжить перечисление.Несомненно, укрупнение капитала, слияние команд, объединение или взаимодополнение каналов продаж  - очевидные преимущества для крупных компаний, при условии, грамотной и качественной работы, четкой и непротиворечивой стратегии, которые должны обеспечить значительные преимущества по сравнению с более мелкими компаниями.
Второе, заметный рост оборота и дохода для мировых компаний и брендов на развивающихся рынков, в т.ч. в России, особенно с учетом амбициозных планов нынешнего российского руководства (от строительства жилья для военнослужащих, строительства дорог и до мировых чемпионатов по футболу и олимпиады). А именно мировые бренды и компании находятся в профессиональном товарном сегменте и максимум доходов достанется им, при условии быстрой и профессиональной работы.
Третье, сокращение канала продаж. Если 5 лет назад начало работы таких брендов как Metabo, напрямую с дилерами воспринимали с удивлением, то сейчас можно пересчитать на пальцах мировые бренды оборудования и инструмента, которые не начали продавать сами крупным корпоративным клиентам или напрямую дилерам, минуя дистрибьюторов. Российские же или производимые в Китае почти все изначально ориентировались на короткий канал продаж, ведь низкая цена очень часто является одним единственным конкурентным преимуществом.
Четвертое, нестабильная ситуация с валютой, производством, сырьем. Кроме этого, еще и мировая страна производитель – Китай, активно стимулирует внутренний спрос, повышая зарплаты рабочим, и уже совсем не очевидным становится тот факт, что в Китае самый дешевый товар. Такие страны как Вьетнам, Камбоджа, Индия, Тайвань могут вполне рассматриваться как реальные альтернативы на сегодняшний день. Тенденция на повышение себестоимости – очевидна. Так же, необходимо учитывать и увеличенные сроки производства, практически по всем товарным категориям большинством производителей в Китае. Все это, несомненно, активно влияет на экономическую составляющую. В итоге всем приходится работать за меньший доход, при увеличении оборотного капитала.
 Пятое, под влиянием вышеуказанных и других факторов, меняется канал продаж оборудования и инструмента. Мировые бренды создают свои каналы продаж, представительства, территориальные центры продаж. В этой ситуации заметны такие компании как Karcher, Baxi и другие, которые не только открывают фирменные центры продаж на территории, но и создают там центры управления продаж по своим торговым маркам. Кроме этого, очень большое влияние приобретают малоразвитые до настоящего времени каналы продаж – интернет торговля и фирменные центры продаж по брендам. Сделаем небольшое отступление от перечисления важных факторов. Приведем табличку опроса, который состоялся на нашем сайте. Ответы – красноречивы. Потребители предпочитают покупать инструмент и оборудование в специализированных супермакетах – магазинах, в которых есть консультант, широкий ассортимент, сервис. На втором месте – фирменные магазины по продажам конкретных марок. Если говорить серьезно, то таковых практически нет (кроме указанных ранее и еще нескольких). Виной тому экономика продаж. Не случайно, даже на рынке бытовых товаров и электроники такие магазины можно пересчитать по пальцам. Даже такие гиганты как Samsung, Sony и др. свернули подобные проекты и сосредоточились на сетевых клиентах. Все-таки инструмент и оборудование, более сложный продукт, чем компьютер или кофеварка, прежде всего по типу потребления. Конечно, сети DIY отберут при увеличении количества магазинов практически всех, кому нужен дешевый товар без дополнительных услуг. Специализированные магазины однозначно будут иметь серьезный вес, при условии расширения качественных и востребованных услуг.
Шестое, точки розничных продаж активно меняются. Происходят те же, изменения, что и у производителей. За предыдущие 3-4 года, очень активно свернулись или находятся без развития мелкие точки продаж. Мини – магазин инструмента у дома, аналог продуктов работать на этом рынке не будет. Или нужен ассортимент и специализированный супермаркет от 500 м кВ, или гипермаркет с дешевым товаром и ограниченным ассортиментом, как у OBI, Metro, Leroy Merlen, Castorama и др. Кроме этого, активно развиваются по этому пути не только мировые гиганты. Во многих территориях застолбили место и лояльность «местные» крупные сети, такие как Аскон, Метрика и др.
 Седьмое, специализированная франшиза. Яркие примеры компаний 220 Вольт, ТМК, Крепмаркет и др. показывают, что удачно сочетая продуманный формат и правильную систему работы в логистике и с партнерами, можно построить хорошо работающую систему продаж. Не секрет, что именно собственные бренды и марки реализуются максимально активно в таких розничных сетях.
Восьмое – бренды, торговые марки и их количество. Анализируя информацию к теме нашего номера, расходные материалы и оснастку для электроинструмента, мы насчитали не менее 100 брендов (торговых марок), которые присутствуют на рынке в той или иной степени или могут сюда прийти. Конечно, там есть и профессиональные марки и «плоские» - под одной «крышей» которых находятся и расходник, и сварка и другой ассортимент. Примеры других товарных рынков и территорий, однозначно свидетельствуют, что в ближайшее время будет очень сильно меняться количественный и качественный состав торговых марок. Тенденция на сокращение будет соблюдена, весь вопрос в сроках.
Девятое – новые формы продаж и их развитие. Интернет. Тенденция ухода потребителя в интернет однозначна, но кроме как таковой покупки ему нужен on-line сервис (консультация, библиотека, отзывы, акции, наличие и т.д.), а затем и все услуги обычного магазина – сервис, заказы и т.д. К сожалению, большинство российских интернет – магазинов совмещают несколько бизнесов – и интернет продажи, и обычные продажи и даже опт. Есть готовые решения – в США, Англии – лучше не изобретать велосипед, ведь они уже успешно ездят.
Десятое – потребители и их выбор. Выбор потребителей меняется, от покупок «одноразового товара» к более профессиональному. Это заметно и по разделению точек продаж, более дешевый и бытовой товар уходит в DIY сегмент, специализированные магазины становятся центрами продаж услуг. Заметно также изменение информационной составляющей, многим важна консультация продавца, информация в точках продаж, полная информация в интернете для принятия решения, отзывы.
Все это необходимо учитывать всем типам компаний на рынке. Несомненно, есть и другие факторы. Мы выделили основные, с нашей точки зрения. Наш интернет – портал ProfiToolInfo активно изучает все эти тенденции, мы готовы на своих страницах журнала и интернет портала участвовать в этих изменениях, информировать о них, представлять разные точки зрения и мнения, а потребители продукции и участники рынка смогут сделать свой правильный выбор, учитывая все факторы.