ИНТЕРСКОЛ вводит линейку аккумуляторной техники на базе Li-ion (литий –ионных) аккумуляторов. 4 модели появятся в продаже мае - отвертка 3,6 В и три шуруповерта 10,8 В; 14,4 В; 18 В.
Новый аккумуляторный инструмент обладает рядом принципиальных отличий от традиционного инструмента, базирующегося на NiCd (никель-кадмиевой) технологии. Самое главное отличие – они почти в два раза легче и гораздо компактнее аналогичных моделей с никель-кадмиевым аккумулятором, кроме того, применение более современных двигателей позволяет шуруповерту развивать больший момент при том же напряжении.
Для тех, кто хочет разобраться в технологии Li-Ion мы сделали раздел «Технологический экскурс». Кто не любит технических подробностей, сразу же может переходить к «Преимуществам и недостаткам литий-ионной технологии».
Технологический экскурс
Литий-ионные аккумуляторы являются одними из самых перспективных для использования в качестве источника питания для электроинструмента на сегодня. Технология их производства постоянно совершенствуется, улучшаются характеристики, уменьшается стоимость производства. Еще 30 лет назад о аккумуляторах с литиевыми электродами и апротонным электролитом говорили только в теории, но уже через несколько лет появились первые промышленные образцы. Правда, технология, используемая в них, была несовершенна, что приводило к высокой взрывоопасности - при работе на литиевом аноде образовывались дендритообразные кристаллы лития, которые прорастали до катода, создавая межэлектродные мостики саморазряда, провоцирущие короткое замыкание и взрыв из-за перегрева.
С начала 90х годов началось коммерческое использование литий-ионных аккумуляторов, изготовленных фирмой Sony. В этих аккумуляторах использовался кобальтат лития (LiCoO2), адсорбированный на коксовых аноде и катоде. В качестве электролита использовалась соль лития в органическом растворителе. Но аккумуляторы были очень дороги, к примеру, литий-ионный аккумулятор для сотового телефона в середине 90-х годов стоил несколько сотен долларов.
Технологии не стояли на месте, и в конце 1990-х появилось много новых игроков на рынке Li-ion аккумуляторов - стали производится батареи на базе кобальтатов лития на графитовых электродах, появились батареи на основе более дешевой химии - LiNiO2, LiMnO2, LiMn2O4, LiFePO4. Также появились аккумуляторы с полимерным электролитом и литий-полимерные аккумуляторы для использования в миниатюрной электронике.
Одной из причин дороговизны литий-ионных аккумуляторов, кроме стоимости самого лития, является наличие специального электронного блока управления, который находится непосредственно в аккумуляторах. Называется он BMS (Battery Manegement System) - система управления батареей - электронный контроллер, который обязательно ставится на каждый аккумулятор для мониторинга процесса заряда-разряда батареи, современные BMS также имеют логику для определения температуры, количества зарядов/разрядов, оценку вероятности выхода из строя аккумулятора – и взаимодействуют с контроллером зарядного устройства, управляя процессом заряда.
Li-ion батареи вдвое превосходят NiMH аналоги по емкости и почти в три раза по удельной мощности – это следствие выдающихся электрохимических свойствах лития. Литий обладает самым большим электроотрицательным потенциалом, а благодаря своей низкой плотности – самой высокой удельной электрической энергией. Вторичные источники энергии на основе лития имеют самые высокие разрядное напряжение и емкость. Но в чистом виде элемент крайне активен и не может быть использован в качестве электродного материала, поэтому в электротехнике применяются безопасные соединения лития. Принцип работы Li-ion батареи основан на перемещении ионов лития между электродами. Во время заряда ионы перемещаются от катода к аноду через слой электролита, а во время разряда – в обратную сторону. Анод, подобно губке, сначала впитывает ионы лития, а при подключении внешнего потребителя отдает их обратно на катод.
Резюмируя вышесказанное можно выделить несколько основных преимуществ и недостатков батарей на Li-Ion, которые во многом будут влиять на решение при выборе между инструментом Li-Ion или Ni-Cd.
Преимущества и недостатки литий-ионной технологии
-
Преимущества:
- гораздо большая плотность запасаемой энергии на единицу массы. Емкость литий-ионного аккумулятора может быть от 5 до 10 раз больше, чем емкость никель-кадмиевого аккумулятора сопоставимой массы, иными словами, для достижения такой же ёмкости как у Ni-Cd аккумулятора, Li-Ion может весить в 5-10 раз меньше.
- быстрый процесс заряда батарей - до 90% емкости за 30-40 минут,
- высокий показатель ресурса - свыше 1000 циклов разряда/заряда, против 500 циклов у Ni-Cd
- низкий показатель саморазряда (до 2% в месяц!!) за счет пассивации поверхностей электродов при отсутствии разрядного тока и практически полное отсутствие межэлектродных мостиков саморазряда
- напряжение питания на элементе - 3,6В, что в несколько раз выше, чем у NiMH и NiCd аккумуляторов, позволяет использовать меньшее количество элементов включаемых в последовательную цепь
- экологичность - могут утилизироваться без предварительной переработки.
-
Недостатки:
- достаточно быстрое старение аккумулятора - большинство аккумуляторов резко снижают свои характеристики через несколько лет
- падение емкости при охлаждении ниже нуля, при отогревании до нормальной температуры емкость восстанавливается
- и пожалуй самый главные недостаток – большая по сравнению с Ni-Cd стоимость
по материалам официального сайта брнда Интерскол
новые модели Интерскол
другие статьи о Li-ion технологиях
Оценка материала: | Средняя оценка: 0 | Всего голосов: 0 |